Фабрика Щапова
Мастерские ТИ ИВГПУ
1850
Год основания:
Ситце-платочно-набивная и механическая ткацкая фабрика Николая Терентьевича Щапова
Названия:
Фабрика Щапова / Мастерские ТИ ИВГПУ
Краткое Название:
Терентий Алексеевич Щапов, Николай Терентьевич Щапов
Владельцы:
Павел Александрович Заруцкий — автор семейного особняка Щаповых
Архитекторы:
В советские годы в зданиях фабрики размещались учебно-производственные лаборатории и мастерские Иваново-Вознесенского текстильного института. Последние годы помещения пустуют.
Современное состояние (2021 год):
г. Иваново, ул. Пушкина, дом 43
Адрес:
Люди
Фамилия Щапов происходит от старинного прозвища «Щап», что значило «франт, щеголь» и глагола «щапить» — стремиться выглядеть лучше, чем на самом деле.

Основатель бизнеса — Терентий Алексеевич значился в документах как «крестьянин-фабрикант».

Он начинал своё дело в сарае собственного дома, печатая рисунки на ткани. Используя крахмал для закрепления рисунка, Щапов открыл новый способ обработки — галандрение. Благодаря новой технологии ткани пользовались повышенным спросом, что позволило ему нарастить капитал и открыть в 1850 году ситцеплаточную набивную фабрику.

После всеобщей стачки 1905 года смена длилась 9 часов
Число рабочих дней в году на ситцевой фабрике составляло 252
Единственный сын основателя дела Николай (1849–1934) начал управлять фабрикой отца в 1886 году, а через 9 лет, после смерти отца, стал единоличным собственником предприятия.

Условия труда на фабрике были вполне приемлемыми.

А на ткацкой — 263
Сейчас в России, согласно действующему законодательству, количество рабочих дней составляет 230.
Николай Терентьевич основал богадельню для престарелых рабочих его фабрик, не подозревая, что наступит время, когда жить в ней доведётся ему самому.

В своих воспоминаниях он написал: «Новый дом стоил 100 тысяч рублей, надворные постройки — 50 тысяч. Под старость пришлось жить на квартире, из своих домов выгнали».

Умер Николай Терентьевич в 1934 году в богадельне на 2-й Кладбищенской улице.
Особняк
Николай Терентьевич Щапов был женат на Софье Михайловне Сомовой (1857–1928). Они прожили в браке 53 года и родили 15 детей, пятеро из которых умерли в раннем возрасте.

В 1909 году для своей большой семьи Николай Щапов выстроил новый дом по проекту московского архитектора Павла Александровича Заруцкого. Этот краснокирпичный особняк с увенчанной куполом башней на углу улиц Советской и Марии Рябининой хорошо виден с одной из центральных улиц города с большим трафиком общественного транспорта. Первоначально дом был двухэтажным, а в 1935 году на здании надстроили стилизованный третий этаж по проекту А.А. Бречалова.

Знакомство с интерьером не оставляет сомнений в его эклектичности. На первом этаже вестибюль оформлен тосканскими колоннами, а на втором — коринфскими на высоких постаментах. Парадная гостиная имеет пышную отделку в стиле барокко. Комната в башне декорирована широким фризом с гирляндами в духе неоклассицизма, плафон с карнизом — из стилизованных пальмовых листьев. В третьем парадном зале потолок украшен тонкой лепниной с растительными мотивами в духе эстетики модерна.
В новом доме семья прожила всего девять лет. На фотографиях из семейного альбома, хранящегося у наследников фабрикантов Щаповых, можно увидеть жизнь этой семьи в те счастливые годы.

После революции в особняке разместился сельскохозяйственный факультет, позднее — агрофак открывшегося в 1918 году Иваново-Вознесенского политехнического института. В 1930 году на его базе был создан сельскохозяйственный институт, позднее преобразованный в сельскохозяйственную академию имени Д.К. Беляева.
Институт
В 1930 году на базе Иваново-Вознесенского политехнического института были созданы 4 самостоятельных института
Текстильному институту был передан строившийся главный корпус ИВПИ, а учебно-производственные лаборатории и мастерские ИвТИ разместились в зданиях фабрики, принадлежавшей Щапову.
Текстильный
Энергетический
Химико-технологический
Сельскохозяйственный.
Несколько поколений текстильщиков получали в этих лабораториях и мастерских навыки своих профессий. Оборудование обновлялось, и на момент закрытия под крышей небольшой фабрики образовался своеобразный музей истории текстильного станкостроения от чесальных и прядильных машин до огромного жаккардового станка производства фирмы Textima из Германской Демократической Республики.

Вот уже несколько лет помещения пустуют. В них осталось старое оборудование, плакаты по безопасности труда и вывески с порой ироничным подтекстом: «Кабинет дипломного проектирования», «Кафедра ткачества», «Лаборатория надёжности».

Made on
Tilda