«Вдохновляет ход человеческой мысли»
интервью с Юлией Блавдзевич
В августе героем второго выпуска подкаста «Фабрики и люди» стала старший научный сотрудник Музея ивановского ситца Юлия Блавдзевич. Мы встретились с ней еще раз, чтобы обсудить открытие музея после реставрации и другие планы.

— Музей ивановского ситца снова открыт для посетителей. Можно вас с этим поздравить? Расскажите, пожалуйста, подробнее о проведенных работах и открытии?

— Поздравить нас можно только с завершением первого этапа реставрации фасада особняка. Мы очень надеемся на продолжение работ уже внутри помещений, на восстановление стеклянных элементов декора здания: витражей, стекол Фальконье, купола оранжереи. И конечно, на реэкспозицию второго этажа. Впереди еще большая, сложная и кропотливая работа, которая требует серьезного финансирования.
— Вы писали в социальных сетях, что обнаружили «световой фонарь» — стеклянный купол, который был скрыт под металлическим сводом вашей оранжереи. Ведь это настоящая находка! Как он поживает, какие работы проводятся с ним?

— У купола есть значительные повреждения: более трети стекол разбиты или отсутствуют, металлические конструкции покрыты коррозией. Сейчас он законсервирован и ждет детального технического обследования. Только по его результатам можно будет говорить о том, как купол сможет функционировать, сколько времени и средств понадобится на его восстановление.

— Все ли экспонаты вернулись на прежние места, или реставрация и ремонтные работы повлияли на экспозицию?

— Мы надеемся на реэкспозицию второго этажа. Там мы планируем представить историю развития текстильной отрасли в регионе за последние сто лет. Сделать это непросто. Необходим грамотный проект, чтобы срастить в единый комплекс легендарные экспозиции первого и цокольного этажа, которые функционируют сейчас, и переосмысленную экспозицию второго.

Надо обновить оборудование, добавить мультимедийные средства общения с посетителями. Задач предстоит решить много. Повторюсь, что мы рассчитываем на финансовую поддержку для региональных музеев от Министерства культуры. В итоге брендовый для региона музей станет еще привлекательнее и для гостей, и для жителей — настоящей современной площадкой, где хранится, изучается и экспонируется текстиль.
На фото: экскурсию по выставке «Строчка-вышивка» ведет заведующая музеем Галина Алевтиновна Карева.
— Кто они — основные посетители музея?

— Мы стараемся наблюдать за целевой аудиторией, чтобы вовремя отвечать на ее запросы, исходя из возможностей музея. Две самые крупные категории — это гости Иванова и школьники города и области. Нас все чаще посещают специалисты по истории костюма и текстильных технологий, художники, дизайнеры. Этот тренд с каждым годом набирает обороты.
— В социальных сетях вы показываете, как коллекция музея вдохновляет подписчиков. Одних — на роспись керамики, российских дизайнеров — на создание новых интересных образов. Вам известно о других случаях, когда ивановские ситцы стали вдохновением для посетителей?

— Приведу потрясающий пример взаимного вдохновения! Сейчас в нашем ресурсно-выставочном центре работает выставка «Строчка-вышивка: от ремесла к искусству». Создавали мы ее к 35-тилетию нашего музея. И перед нами встал нетривиальный вопрос, как выстроить экспозицию, ведь предметы в основном плоские: салфетки, полотенца, скатерти. Вышивка, как правило, выполнена нитями в тон ткани. Мы практически зашли в тупик. Но помощь пришла совершенно неожиданно.

К нам на практику попросились студенты Санкт-Петербургской государственной академии имени Штиглица, и мы привлекли их к этому проекту. Скажу честно, художникам тоже пришлось поломать голову. Но то, что в итоге получилось, вызывает восхищение. Магистр академии имени Штиглица Екатерина Судакова создала дизайн-проект, благодаря которому мы выстроили новую для нашего зала концепцию организации пространства. Мы так точно еще выставки не делали!
— Вдохновляют ли исторические рисунки современных производителей? Когда оказываешься в музее, невольно ловишь себя на мысли, что хочешь платья примерно из всех представленных тканей, особенно из агитационного текстиля. Но судя по продукции, которую видишь под маркой ивановских ситцев, так думают далеко не все.

— Для нас это, что называется, «больной вопрос». Пока нам не удается убедить местных производителей выпустить ткани с рисунками, у которых есть исторический прототип. Скажем прямо, технически это не всегда возможно. Да и бытует мнение, что сейчас они не будут иметь коммерческий успех — хотя, общаясь с гостями музея, мы каждый раз убеждаемся, что это не так. Чтобы как-то исправить ситуацию, совместно с современным художником-колористом из Самары Павлом Осиповым мы создали ткани и платки по рисункам текстиля XIX—начала XX веков, полностью воспроизведя технологию ручной кубовой набойки по рецептурным книгам из собрания музея. Работа велась в рамках гранта от фонда Потанина. Что у нас получилось, можно увидеть в нашем сувенирном магазине.
— А что вдохновляет вас? Есть ли любимые рисунки, ткани из коллекции музея, экспонаты?

— Я достаточно давно занимаюсь историей текстильных технологий. Пожалуй, мои любимые аспекты — это ручная печать и момент смены технологий с ранней верховой масляной набойки на заварной способ нанесения рисунка, переход от ручной печати к первым ситцепечатным машинам. Вдохновляет ход человеческой мысли, которая двигает прогресс, создавая утилитарную, повседневную красоту.

— Как это влияет на творческие планы, экспозицию, выставки, совместные проекты?

— Напрямую влияет. Человек транслирует то, чем он наполнен. Коллекция нашего музея никого не оставляет равнодушным. Хочется рассказывать об истории текстиля в разных аспектах, поэтому обязательно будут новые публикации, интересные выставки и совместные проекты. Ближайшие мы устраиваем с Музеем-заповедником «Царицыно» и с Русским музеем. Но всему свое время. Мы обязательно расскажем обо всем в нашем паблике «ВКонтакте».
Made on
Tilda