ПОПАСТЬ В «АРТЕРИЮ»
интервью с авторами арт-проекта
Творческий центр «Артерия» появился на бывшей ивановской фабрике НИМ в конце июля 2022 года. Площадка привлекла внимание новым для города подходом — она объединяет разные креативные индустрии. Подобных проектов в Иванове еще не было.

Спустя четыре месяца «Артерия» активно участвует в культурной жизни города: ждет на финише участников II Индустриальной Велоночи, проводит театральные читки, обучает танцам и участвует в подкасте «Фабрики и люди». От громкого открытия с фэшн-показом до коллаборации с центром «Сколково» — организаторы арт-проекта Владислав Годунов и Ксения Колбашева рассказывают о первых достижениях и делятся мечтами.
На фото: Ксения Колбашева
— «Артерия» планирует затрагивать все виды искусства. С модным и текстильным направлениями все понятно — вы говорили, что хотите открыть шоурум дизайнеров из Иваново. Как собираетесь работать с музыкой, хореографией и театром?

 — Мы не обещаем, что получится затронуть все виды искусства. Наша локация просто дает возможность их воплотить. Форматы могут быть разными. Например, открытие «Артерии» прошло в виде перформанса: мы объединили поэзию, хореографию, живопись и коллаж, а завершилось все показом коллекций ивановских дизайнеров.

Еще один вариант работы — обучающий. Сейчас вместе со школой I-Town Family мы ведем цикл танцевальных занятий. Получается интересное сочетание: индустриальный интерьер очень подходит к стилю их танцев.
На фото: Владислав Годунов
— Ваш недавний проект IP CAMP — тоже обучающий. Расскажете о нем?

— IP CAMP — образовательный форум, разработанный с центром «Сколково». Все произошло случайно. «Сколково» приезжали к нам в город из-за будущего технопарка, на НИМ заглянул председатель правления IP CAMP. Он упомянул, что ищет площадку для пилотного проекта, который будут проводить в небольших городах для поддержки местных предпринимателей. Мы разговорились и решили, что Иваново станет первым в списке.

Так они привезли к нам 14 спикеров, которые рассказывают об авторском праве в цифровой среде. Это специалисты высокого уровня: лекции вели гендиректора научно-образовательного центра Digital IP и консалтинговой компании LegalPics. Участники прокачивали навыки самопрезентации, продвижения продуктов. Нам кажется, получилось мероприятие на стыке творчества и бизнеса — актуальный воркшоп для предпринимателей.
— Можно ли ждать еще мероприятий от IP CAMP в Иванове?

— Мы договорились со «Сколково», что будем их представительской площадкой. Постараемся провести в «Артерии» серию совместных мероприятий.

— IP CAMP сделан для предпринимателей. А кто еще входит в вашу целевую аудиторию?

— Наша основная аудитория — молодое, активное, творческое и предпринимательское сообщество. Многие не понимают, на кого ориентируется центр — мы позиционируем себя слишком разносторонней площадкой. И слово свое держим, проводя мероприятия от мастер-классов до тусовок.

Целевая аудитория широкая, она зависит от характера того или иного события. В основном это молодые люди с потребностью в самореализации, которые готовы учиться, хотят что-то дать этому миру.
—  Не думали привлекать к проектам студентов?

— Работаем с ними очень активно. На воркшопе у нас были студенты — архитекторы и культурологи, хотим привлекать ребят, связанных с искусствоведением. Формат комьюнити у нас творческий, и мы готовы принять всех.

— Ребята уже готовят какие-нибудь проекты?

— Музыкальное училище сейчас предлагает сделать два студенческих проекта. Первый — «От барокко до рока»: четыре концерта, где прозвучит и классика, и зарубежный джаз, и песни Фредди Меркьюри, и современная музыка.
Второй проект будет называться «Я выхожу на сцену». Своего рода открытый микрофон для тех, кто мало выступал или не выступал вообще. Здесь можно будет что-то сыграть, спеть или прочитать стихи.
— Как люди узнают о ваших проектах?

— В начале ноября планируем провести презентацию площадки для создателей городских мероприятий: от фотографов до музыкальных групп. Хотим их познакомить с «Артерией», рассказать о ее возможностях и ресурсах. Мы готовы проводить действительно интересные проекты безвозмездно. Ведь и наша площадка создана при поддержке фонда культурных инициатив.

Наша мечта — чтобы «Артерия» была и кофейней, и творческим коворкингом, и шоурумом, чтобы здесь всегда что-то происходило. На стыке искусств получаются хорошие вещи. А узнавать о нас можно в соцсетях. Стараемся анонсировать все, кроме проектов, которые требуют подготовки или проходят для нашего близкого круга.
— Как планируете развивать соцсети? Может, хотите привлечь к пиару блогеров?

— Наша основная площадка — запрещенный ныне Instagram. Остальные соцсети ведем по остаточному принципу, но понимаем, что их обделять вниманием нельзя. И, естественно, зовем блогеров: дружим с пабликами «Афиша Иваново», «Смотри че в Иванове». Основной вопрос касается ресурсов: когда создаешь много контента, до публикаций практически руки не доходят. Но планируем привлекать дополнительные силы. Мы открыты людям, которые готовы помогать нам и делать вместе что-то прекрасное.

Интересно получилось с открытием — мы вообще не хотели его сильно анонсировать. Сказали о нем лишь знакомым, боялись, что будет много людей. Тогда, кажется, пришло полгорода — регистрация в Timepad забилась моментально, мы рассчитывали всего на 200 мест. Думаю, что с «Артерией» работает правило: о хороших вещах люди все равно узнают.
— Есть ли созвучные «Артерии» успешные арт-пространства в России, в мире, на опыт которых вы опираетесь? Может, у них есть крутые проекты, которые хочется воплотить в «Артерии»?

— Далеко ходить не надо — центр современного искусства «Винзавод» в Москве, дизайн-завод «Флакон», успехи уличных художников — Покраса, например. Это воспроизводимые истории, которые напрашиваются и у нас. Можно посмотреть, как иначе относятся к таким пространствам в Москве и Питере — они действительно притягивают креативных людей, которые вовлекаются в творческий процесс.
— А чем «Артерия» отличается от подобных проектов?

— Тем, что в городе у нас просто нет конкурентов. Мы не делаем арт ради арта, а стараемся его применять — преподносить в обучающих проектах или в спайке с бизнесом. Получается очень демократично. Если брать ярославский Textil (культурное пространство на территории фабрики «Красный Перекоп» — прим. ред.), то туда так просто не попадешь. Мы же абсолютно открыты.

Ну и, конечно, «Артерия» включена в возрождение текстильных традиций города. В Иванове сильная школа дизайна, но о ребятах и их работах мало кто знает. Поэтому мы решили их объединить в один шоурум. Хотим параллельно запустить этот проект онлайн — побольше расскажем о наших дизайнерах. Ребята выигрывают гран-при Российской недели моды, участвуют в показах во Франции.
— Сейчас в городе повышенное внимание к заброшенным фабрикам. Например, фабрику БИМ планируют превратить в арт-пространство и межвузовский кампус. А каким вам видится будущее НИМа?

— Мы думаем о двух вариантах. В первом случае НИМ продолжит развивать креативный кластер. Это будет сильный центр притяжения, плюс рядом будет восстанавливаться БИМ — они превратятся в большое творческое пространство. Второй вариант: он сконцентрируется на офисах, коворкингах, продолжит отдавать здания в аренду компаниям. Тогда это будет деловой район.
Мы надеемся, что вместе с реновацией БИМа шансы развития НИМа тоже увеличатся. НИМ, с точки зрения логистики, место потрясающее — достаточно тихое, недалеко от основных коммуникаций города.
— «Артерия» плавно внедряется в фестивальную жизнь Иванова. Планируете развиваться в этом направлении? Не хотите сделать свой арт-фестиваль на базе «Артерии» и NIMLoft (проект современного городского квартала на территории фабрики НИМ — прим. ред.) ?

— Один из поводов создания арт-пространства — нехватка подходящих для фестивалей площадок. Таких проектов, как «Артерия», в городе нет. Сравнить можно, разве что, с Музейно-выставочным центром, но там работают совершенно другие правила.

На фоне отсутствия подобных площадок логично включаться в фестивальные истории. Надеемся создать сильное творческое комьюнити, более объединённое, чем сейчас. Тогда оно так или иначе придет к самобытному фестивалю со своей идеей.

Следите за событиями «Артерии» «ВКонтакте»!
Made on
Tilda