Фурманов
Текстильное родство: Скворцовы-Павловы
Родоначальником семейной фирмы Скворцовых считается середский крестьянин Иван Никитич.

В конце 1840-х он передал дело сыну Ивану, при котором была заложена новая механическая ткацкая фабрика. На ней было 450 английских станков, а производством руководили два английских мастера. К 1880-м количество станков увеличилось почти в три раза. Тогда же Скворцовы породнились с семьёй фабрикантов из села Писцово. Матрёна Ивановна вышла замуж за Петра Александровича Павлова. В 1882 году у них родился сын Володя, а в 1884 — Николай.

В конце 1880-х происходит укрупнение бизнеса Скворцовых: у Торгового Дома «А. Павлов и Сыновья» они покупают только что построенную в Писцове ткацко-миткалевую фабрику.
Текстильные наследники
В 1886 году умирает единственный наследник фамильного бизнеса Николай Иванович Скворцов. В память о нем заложена церковь на 200 человек в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость».

После смерти в январе 1892 года Ивана Ивановича руководство предприятием перешло к дочери и её мужу Петру Павлову. В 1892−94 годах торговля и фабричное дело велось под фирмой «Наследница Ивана Ивановича Скворцова — Матрёна Павлова". Средства в размере более 200 тысяч рублей, оставленные после смерти И. И. Скворцова «на раздачу бедным и на дела благотворения», супруги пожертвовали Московскому университету на постройку фундаментальной библиотеки и на именные стипендии.
Трагическая случайность
В 1893 году в их семье случилось большое несчастье: Пётр случайно застрелил своего старшего сына, 11-летнего Володю. Версии гибели сильно разнятся. По одной из них, это случилось на охоте, по другой — около дома: чтобы опробовать только что купленное ружьё, отец выстрелил по кустам, где находился сын.

В 1895 году скорбящие родители построили на территории фабрики двухэтажное училище для детей рабочих и служащих «памяти Володи Павлова».
Главным же памятником сыну стала перестроенная по проекту московского архитектора Петра Зыкова церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Строительство шло с 1897 по 1905 год, и церковь превратилась в огромный собор в псевдорусском стиле вместимостью до 2500 верующих, завершенный 21 главой разного размера. От основания до куполов здание покрывали богатые украшения в духе русского зодчества XVII века, выполненные в технике лицевой кладки из красного кирпича.
Капитальное обновление
В это время происходит капитальная перестройка фабричных зданий и обновление техники. Появились жилые дома на фабричном дворе, казарма для рабочих неподалёку от проходной на Преображенской улице, а к северу от фабрики за Шачей вырос посёлок для служащих.

В 1894 году в связи с болезнью Матрёна Ивановна постепенно отходит от дел, а её муж основное внимание уделяет Писцовской фабрике. В 1897 году от своего имени и имени малолетнего сына Николая он учреждает паевое «Товарищество мануфактур, основанных Иваном Ивановичем Скворцовым». В 1897 году Пётр Александрович и Матрёна Ивановна разводятся, а затем оба повторно вступают в брак.
Единоличное владение, рост и успехи
В 1903 года активное участие в деле начинает принимать Николай Петрович Павлов, а с 1906 года он становится единоличным владельцем «Товарищества». При нём происходит дальнейшее развитие середской фабрики.

В 1907−08 годах сооружается большой пятиэтажный прядильный корпус на 42 248 веретён со служебным отделением, котельной и электростанцией. В 1911 году к нему пристроен второй прядильный корпус на 60 тысяч веретён, расширены больница и училище. К 1913 году на Середской фабрике количество ткацких станков было доведено до 1704, а веретён — до 103 282 штук. Годовой оборот составлял около 4 200 тысяч рублей.
Верхнесередская фабрика № 1
Большая часть истории фабрики приходится на советское время, когда она стала именоваться сначала Верхнесередской фабрикой № 1, а после переименования города — Фурмановской фабрикой № 1.
Неделимость истории
В 1960 году именно возле неё был установлен памятник Дмитрию Фурманову. Фасад, выходящий к этому мемориальному объекту, сейчас частично облицован новыми материалами. А панно в проходной с жизнерадостными рабочими на фоне фабричных корпусов будто иллюстрирует неделимость истории, выложенной красным дореволюционным и силикатным советским кирпичом.
Пласты истории
В фабричном музее тоже можно найти разные пласты фабричной истории. И сложно
сказать, какой из них экзотичней.

На фотографиях раннесоветского времени — удивительно выразительные лица. Валентина Захарова, первая последовательница стахановского движения на фабрике, вполне могла бы играть роли роковых женщин в жанре нуар.

Снимки посвящения в рабочие 1970-х заставляют вспомнить комсомольскую инициативу «Всем классом — на фабрику!».
Летопись в социальных сетях
Летопись, которую ведут в социальных сетях сотрудники Музея Д. А. Фурманова, добавляет
любопытные штрихи к фабричной жизни разных эпох.

Из неё можно узнать следующее.

  • В 1972 году клуб фабрики № 1 приобрёл электроорган фирмы «Ретакорд», на сцене клуба выступали артисты Московской эстрады Алла Йошпе и Стахан Рахимов, а также гроссмейстер А. А. Лилиенталь — с лекцией о развитии шахматной школы.
  • Здесь же состоялась премьера спектакля по пьесе Арбузова «Иркутская история» в исполнении Народного театра под руководством режиссёра-постановщика Л. А. Крылова.
  • Девушки молодёжного общежития первой фабрики высадили возле здания общежития около 30 клёнов.
  • В 1976 году в клубе фабрики прошёл концерт Ольги Воронец и встреча с композитором П. Аедоницким.
  • Прядильщице-крутильщице А. Н. Мелешиной была присуждена премия имени ткачих Виноградовых.
  • В цехах и отделах, на проходных и в воротах установлено около 200 электрических часов.
Современная реконструкция и фурмановский «Русский дом»
О том, что происходит с фабрикой сегодня, очень хочется написать что-то восторженное.

В части цехов, преимущественно построенных в советское время, после ремонта помещений налажена работа ткацкого производства на станках китайских фирм. В старых цехах по-прежнему стучат советские станки.
Текстильная компания «Русский дом» выпускает хлопчатобумажные, смесовые и полиэфирные ткани, а также материалы для спецодежды, обладающие защитными свойствами.

Сейчас на фабрике работает больше 400 человек. Ветеранов производства в цехах заметно больше, чем молодёжи.
Текстильные мелодии
Радует, что фабрика, хотя и существенно сократив производственные площади, продолжает выпускать текстильную продукцию.

Шум настроенных на разную частоту станков — это та музыка, которую так приятно слышать текстильщикам.
Made on
Tilda