Иваново. Дзержинка

Дзержинка — фабрика авангарда
Решение о строительстве новой прядильной фабрики имени Ф. Э. Дзержинского было принято в 1925 году.

Продвинутые архитекторы в это время начинают мыслить категориями функционализма — ориентацией на прагматику инженерных решений и внешней выразительности зданий.
В результате проведённого архитектурного конкурса победил проект архитектора А. А. Стаборовского и инженера Н. В. Рудницкого. 46-летний Рудницкий был в это время руководителем строительной конторы Иваново-Вознесенского государственного текстильного треста, а 56-летний Стаборовский, воспитанник петербуржской Академии художеств, — его заместителем.

Открытие фабрики состоялось 7 ноября 1927 года. На торжественном митинге выступал председатель Всесоюзного Совета народного хозяйства В. В. Куйбышев.
Физкультурные занятия на крыше и пальмы
Четырёхэтажный корпус стал одним из первых в СССР зданий из железобетонных конструкций. Узкие полосы оштукатуренных стен с вертикально ориентированными лентами оконных проёмов притягивают внимание и сегодня.

Будучи первым в городе новым производственным зданием советской эпохи, фабрика могла удивить многим. Например, на плоской крыше Т-образного в плане здания проводились физкультурные занятия.

Рабочие получили «четыре этажа просторных стеклянных зал», как писал о фабрике автор журнала «Красная панорама». В прядильном цехе, судя по фотографиям 1930-х годов были установлены пальмы.
Пыли нет
Удивление вызывали не только новые импортные станки, но и отсутствие привычной белой хлопчатобумажной пыли на производстве, казалось бы неизбежного спутника работы с хлопком. У всех причастных и непричастных формировалось представление о том, что в городе создана фабрика будущего.
Без отрыва от производства
Потребность в квалифицированных рабочих в конце 1920-х была велика. Для работы на 127 000 веретён их требовалось 1700.

Обучение девушек, пришедших на фабрику преимущественно из ближних и дальних деревень, шло на фабрике Дзержинского, как и на многих других в эту эпоху, без отрыва от производства.
Центральный институт труда
На первых месяцах производственного обучения в школе ФЗУ (Фабрично-заводского ученичества) в обязательном порядке была введена методика ЦИТ (Центрального института труда) для рабочих массовой квалификации.

Её суть сводилась к развитию у фабзайцев, как называли обучающихся, умения выполнять отдельные производственные приемы по точно установленной инструкции. Курсы ЦИТа давали лишь технические навыки, сноровку.

На фабрике имени Дзержинского из 4 месяцев обучения теории отводилось лишь 15 часов. Исходные установки были следующими: если у тебя толстые пальцы, то тебе нельзя работать на ткацком станке, если же пальцы недостаточно длинны, то тебя не станут учить работать на толстых банкаброшах, поскольку не получится обхватить катушку рукой.
Фабрика имени 1 мая
Со временем на территории в старом корпусе, построенном ещё фабрикантами Зубковыми, образовалась даже самостоятельная фабрика имени 1 Мая, ориентированная на образовательные функции. Сейчас в этом историческом двухэтажном здании работает швейный цех. Внешний облик «обогащён» за счёт того, что окна частично замурованы белым силикатным кирпичом.
Из Дзержинки — в Фатекс
В 1990-е фабрика им. Дзержинского была переименована в ОАО «Фатекс». Почему-то в ту пору набирало обороты производство мебельно-декоративных тканей, и часть мощностей огромной фабрики была переориентирована именно на гобелены. Панно и картины из этого материала — продукт весьма специфичный и однозначно не самый авангардный.

Сейчас вид на конструктивистский фабричный объём заслоняет конторское здание 1950-х годов и корпус из силикатного кирпича в стиле брежневского брутализма. Все четыре этажа из стекла и бетона поделены между десятками собственников, которым порой сложно скооперироваться для ремонта фасада. Поэтому верхний этаж в части главного корпуса остаётся облезлым, поскольку турецкие резиденты уклонились от его покраски.
Медиаэкспедиция и гобелены
Во время медиаэкспедиции получилось обойти здание по периметру. Всюду кипела деловая жизнь и оптовая торговля.

Велико же было удивление, когда, выйдя из конторского здания, удалось понаблюдать за погрузкой в легковой автомобиль тех самых картин из гобелена, которыми так славился «Фатекс» в 1990-е.
Made on
Tilda