Родники-текстиль
Красильщиковы
1860
Год основания:
Анна Красильщикова с сыновьями, Большевик, Родники-текстиль
Названия:
Родники-текстиль / Красильщиковы
Краткое Название:
Григорий Красильщиков,Михаил Григорьевич Красильщиков, Антон Михайлович Красильщиков, Анна Михайловна Красильщикова, Николай Михайлович Красильщиков
Владельцы:
В одном из корпусов находится фирма «Протекс», которая занимается производством тканей и их отделкой, в том числе по лицензии The Walt Disney Company.
Современное состояние (2021 год):
г. Родники, ул. Советская, дом 20
Адрес:
Родники — микс былого преуспевания, недавнего упадка и нынешнего начала благоустройства.

Китчевые вывески и реклама мешают понять, что у города есть свой стиль. Его до 1917 года формировали местные фабриканты Красильщиковы, а в советское время преемник их бизнеса — комбинат «Большевик».

Стоящее рядом с управлением комбината мощное здание Нарпита пустует, в бывшем особняке фабрикантов тоже запустение, в Нардоме — по провинциальному убого оформленный торговый центр.

А ведь в советское время на комбинате была должность заместителя генерального директора по эстетике!
На территории комбината и в городском парке высаживались редкие и экзотические деревья и кустарники, а среди цехов располагалась оранжерея, где росли ананасы, бананы, цитрусовые и экзотические цветы. Теперь об этом напоминает разве что мозаика на колоннах портика одного из зданий комбината.

Локальный патриотизм формировался представителями разных поколений и эпох. В советское время именно родниковские ткачихи Тася Одинцова и Ирина Лапшина были соперницами Дуси и Маруси Виноградовых из Вичуги.

Был в истории комбината эпизод, который можно трактовать как анекдотичный.

Родниковская продукция славилась тем, что практически не линяла. Так вот в 1970 году здесь начали выпускать советскую джинсовую ткань «Орбита», которая, как вы уже догадались, не давала эффекта индиго. А пошитые из неё джинсы «Верея» вытягивались на коленях, потому что родниковской ткани не хватало плотности поперечной нити.
Люди. Красильщиковы
В 1913 году в Костроме на выставке в честь 300-летия Дома Романовых родниковские фабриканты Красильщиковы продемонстрировали производственные и культурно-просветительские достижения своей фирмы и подарили императору комплект постельного белья и отрез ткани из мургабского хлопка родниковской выработки.

На званом обеде рядом с Николаем II сидели вичугский фабрикант Александр Иванович Коновалов и Николай Михайлович Красильщиков — представитель четвёртого поколения текстильной династии, получивший в 1911 году дворянство.
Согласно семейному преданию, его прапрадед Григорий во время русско-турецкой войны копил своё жалование, а вернувшись домой, оборудовал на эти деньги домашнее красильное заведение, за что был прозван «Красильщиком».

Это прозвище затем осталось как фамилия для всего потомства «дедушки Григория», которое за столетие смогло превратить село Родники в город.

Дела семейного производства резко пошли в гору после московского пожара 1812 года.

Красильщиковы быстро переориентировали своё производство на выпуск гладкокрашеных грубых тканей, которые оказались крайне востребованными.

Глава семьи Михаил Григорьевич объявил себя купцом 3-й гильдии Юрьевецкого уезда. В 1843 году он перешёл во вторую гильдию, а в 1861 — в первую.
У него было много детей, в том числе шесть сыновей. Текстильным бизнесом занимались четверо из них — Иван, Степан, Наум и Антон.

Самый яркий след оставил Антон Михайлович Красильщиков (1810-1867). В 1860 году он построил большую красильно-белильную фабрику и оснастил её первой в селе паровой машиной.

Кроме этого, он держал более 700 надомников из местных крестьян и несколько мелких фабрик.

Так, фабрика в селе Острецове при 50 рабочих вырабатывала миткаля и нанки на 60 тысяч рублей. Благодаря этому Родники вышли на первое место в Юрьевецком уезде по уровню промышленного производства.
Люди. Анна Михайловна
Преемником Антона стал его сын Михаил. Однако семейным бизнесом больше занималась его жена Анна Михайловна (1835-1902), дочь Михаила Хонина — небольшого фабриканта из соседней деревни Репино.

Именно благодаря ей удалось минимизировать издержки кризиса начала 1860-х годов и продолжить механизацию фабрики в Родниках. Тогда здесь появилась вторая паровая машина и было запущено производство ткани на 160 механических ткацких станках.

В 1875 году Анна Михайловна осталась вдовой, дала фабрике своё имя и начала вести все дела самостоятельно.
Вставала она в 6 утра и трудилась до 10 часов вечера. По преданию, имела всего два платья — будничное и праздничное. Вникая во все производственные вопросы, хозяйка не только строго следила за бухгалтерией, но также контролировала снабжение и сбыт, знала и технологию текстильного производства.

Способ соединения оборванной нити в Родниках называли «Аннушкин нахлёст».

Обходя цеха, она интересовалась домашними делами рабочих, знала подноготную каждого из них, нуждающимся помогала деньгами, лесом, выписывала лоскут.

К воровству на своей фабрике она была крайне нетерпима. После увольнения фабричные ворота перед всей семьёй уличённых в краже фабричного добра закрывались навсегда.
На фабрике поддерживались строжайшая дисциплина и порядок. Кадровую политику Анна Михайловна вела весьма изощрённо, разделив всех фабричных рабочих на «своих» и «пришлых».

За новичками устанавливался строгий контроль со стороны администрации, а отказать в найме неугодным владельцы фабрик могли два раза в год (на Пасху и Покров), когда все рабочие получали расчёт. При этом «своим» говорили: «Приходите после праздничков поработать».

В 1882 году мануфактура Красильщиковых производила продукции на сумму более 1 миллиона рублей в год. Здесь работали 1600 рабочих и 750 надомников из крестьян.
Люди. Дети Анны
У Анны Михайловны было четыре сына — Фёдор, Пётр, Николай и Иван и дочери Анфиса и Аполлинария.

В 1888 году она передала семейное дело сыновьям и очень беспокоилась при этом, как бы её слишком грамотные дети не пустили фабрику по ветру.

Доли получили все четыре сына, но известного своими кутежами Ивана от ведения дел отстранили, а свой пай он проиграл в карты.

В 1894 году дети Анны Михайловны создали паевое товарищество «Анна Красильщикова с сыновьями». Правление общества размещалось уже в Москве, в Чижовском подворье на Никольской улице, а основное производство оставалось в Родниках.

Скончалась Анна Михайловна зимой 1902 года на фамильной даче Райки в живописном месте на реке Парше.

В стеклянном гробу её несли на руках более 10 километров и похоронили в Родниках. 40 дней шли поминки и фабрики более недели не работали.
Серафима Давидовна (Морозова) и Федор Михайлович Красильщиковы
Мария Федоровна (Иванчикова) и Петр Михайлович Красильщиковы
Елизавета Алексеевна (Друженкова) и Николай Михайлович Красильщиковы
Юлия Федоровна (Ивансикова) и Иван Михайлович Красильщиковы
Апполинария Михайловна (Красильщикова) и Александр Александрович Павловы
Анфиса Михайловна (Красильщикова) и Иван Александрович Голубевы
Люди. Николаи
Особого внимания в рассказе о династии Красильщиковых на стыке веков заслуживают два Николая — сын и внук Анны Михайловны.

Сын Анны, Николай Михайлович, обладал прекрасным, исключительным по силе тенором. Автор истории российского торгового сословия «Москва купеческая», Павел Бурышкин утверждает, что пел он лучше многих оперных звёзд, включая Карузо.

Музыкальное образование Николай получил в Италии. Знаменитые импресарио предлагали ему самые высокие гонорары и выступления на лучших оперных сценах мира. Фамильное богатство делало для него неинтересной материальную сторону профессиональной оперной карьеры.
Кроме того, он страдал редкой формой нервного расстройства — у него был сценический страх, и он не мог петь публично. Даже в семейном и дружеском кругу он пел, скрываясь в соседней комнате.

Николай Михайлович Красильщиков поставил голос знаменитом русскому певцу Владимиру Касторскому, у него брали уроки Леонид Собинов и Антонина Нежданова.

В Италии он купил автомобиль «Минерва» и строил амбициозные планы выпуска в России аналогичных машин.

Первой ступенькой в этих планах стало открытие двух авторемонтных мастерских. В 1915 году он создал в Родниках авторемонтный завод, который проработал до 1925 года. Затем завод был переведен в Москву на ЗИЛ и частично в Ярославль — на моторный завод.
Внук Анны Михайловны, Николай Николаевич, был умным, спортивным юношей, который прекрасно играл на скрипке. Но в 16 лет он умер от приступа аппендицита по дороге в губернскую больницу.

В память о сыне Николай Михайлович выделил участок земли для гуляний и занятий спортом, названный в народе Колино поле. На нём проводились футбольные матчи.

После октябрьской революции 1917 года всё имущество Красильщиковых было национализировано.

В конце 1919 года Николай Михайлович уехал к своей дочери в Екатеринодар, где подрабатывал, давая уроки вокала. В январе 1920 году на одном из последних пароходов Красильщиковы отплыли из Новороссийска в Турцию, покинув Россию на долгие годы.
Экстерьер
В конце 1880-х в Родниках открыли первый магазин, создали Общественное собрание, для рабочих была устроена баня.

Были построены пожарное депо, казарма и жильё мастеров и приказчиков, фабричные больница и школа.

За счёт штрафного капитала при больнице было организовано лечение «на кумысе» с сохранением половины заработной платы «курортнику».

Для рабочих был устроен жилой корпус на 36 квартир с большими столовыми залами, кухней и хлебопекарней.
Всё это обрастало подсобными производствами — кирпичным и механическим заводами, лесопилками и так далее.

Предприятие имело железнодорожную ветку, пароходство на Волге, опытные поля, леса, пасеку.

Основной объявленный капитал Товарищества увеличился с 2,5 до 8 миллионов рублей.

К 1914 году Товарищество было одним из крупнейших текстильных предприятий России, на котором трудились 9 тысяч рабочих, производственные мощности насчитывали 100,1 тысяч прядильных веретён и 2,7 тысяч ткацких станков.
При фабрике в селе Родники Красильщиковыми были выстроены Ильинская церковь, Народный дом, здание Общественного собрания, училище, больница, а также открыты общеобразовательные технические курсы для молодых рабочих, что повысило грамотность среди рабочих до 68% к 1913 году.

Здание Народного дома включало в себя четыре зала: чайную на 400 человек, библиотеку-читальню, склад картин, склад-выставку сельскохозяйственных орудий, семян, наглядных пособий по сельскому хозяйству.

Народный дом служил местом собраний различных общественных организаций: общества потребителей, общества пчеловодства, благотворительного общества, Малышевского кредитного общества, кружка любителей драматического искусства, любительского церковного хора. Здесь же работал синематограф.
Современное производство
Рядом с краснокирпичными стенами старой фабрики стоят корпуса, обшитые серым и зеленым металлическим профилем. Металлическая оболочка скрывает ещё советские бетонные конструкции, спроектированные ивановским ГПИ-6, специализировавшимся на создании текстильных предприятий по всей стране.

В нескольких местах создатели индустриального парка «Родники» оставили доступными обзору фрагменты фасада с изящным декором в духе брежневского брутализма.

Корпус, в котором разместилось производство фирмы «Протекс» занимает где-то десятую часть парка. Интерьер цехов напоминает офисный open space.
На поставленном в несколько рядов оборудовании идут смежные производственные процессы, которые на крупных производствах порой разделены длинными переходами между корпусами.

На сравнительно небольшой площади происходит изготовление материи и её отделка со всеми технологически необходимыми этапами.
Начинается процесс изготовления материалов с анализа сырья (а это китайская полиэфирная пряжа).
Завершается — проверкой качества готовой продукции на износостойкость и устойчивость к деформации.
Станки, напоминающие жаккардовые, действительно, работают по иному принципу, нежели ткацкие. Это вязальные машины, производящие мягкие и пушистые флисовые ткани.
Один из первых этапов создания приятной на ощупь материи — разрезание полотна посередине на две части таким образом, что открывается находившийся внутри её ворс.
Один из первых этапов создания приятной на ощупь материи — разрезание полотна посередине на две части таким образом, что открывается находившийся внутри её ворс.
Половина продукции — это детский ассортимент, часть рисунков которого производится по лицензии The Walt Disney Company. Компания периодически осуществляет контроль за работой фирмы. Нареканий к качеству и условиям труда у неё к фирме «Протекс» нет.
Затем — этап закрепления красителей, который происходит на молекулярном уровне и гарантирует стойкость тканей к линьке.
Окрашенная ткань подвергается чесанию, чтобы ворс стал двусторонним.
После этого рулоны ярких тканей проходят через ОТК.
Разговор с директором
Рассказать о своём производстве в Родниках согласился генеральный директор фирмы «Протекс» — молодой, энергичный и стильный Иван Петров.

О своём бизнесе он говорил с упоением и знанием дела.

В производственных текстах советского времени было принято писать, что рабочие гордятся результатами своего труда. Этот пафос неизбежно стал шаблоном.
Но удовлетворение от того, что получилось создать отлаженный производственный процесс, Иван не скрывал. Он его демонстрировал.

И не только среди действующих механизмов, но и в части корпуса, где шли строительные работы для отбельного цеха, и в офисе, где на стенах были развешаны материалы, позволяющие постоянно оптимизировать работу.

Особое удовольствие он испытывал, наблюдая за тем, какой эффект вызывают у гостей ткани после тактильного контакта с ними. Действительно, соприкосновение с ворсистым материалом погружает в знакомое любителям котиков домашнее тепло и уют.
Made on
Tilda