ФАБРИКА НОГИНА
КОНОВАЛОВЫ
1864
Год основания:
Товарищество мануфактур Ивана Коновалова с сыном Прядильно-ткацкая фабрика им. В.П. Ногина
Названия:
Фабрика Ногина / Коноваловы
Краткое Название:
Пётр Кузьмич Коновалов, Александр Петрович Коновалов, Александр Иванович Коновалов
Владельцы:
Иван Брюханов, Владимир Адамович, Иван Жолтовский, Пётр Малиновский
Архитекторы:
В корпусах фабрики находится фирма «Тексорт», которая занимается производством тканей.
Современное состояние (2021 год):
Ивановская область, г. Вичуга, ул. Н.П. Куликовой, дом 1А
Адрес:
Люди
Несомненно, Коноваловы — это вичугское всё. Именно их село Бонячки стало и центром, и лицом нового города.

История «градообразующего» клана восходит к крепостному крестьянину староверу Петру Коновалову (1781−1846). Уже в 1812 году он имел сновальное и красильное заведения в деревне Вонячки как тогда называлось это место.

В год столетнего юбилея фирмы его правнук масон Александр Иванович Коновалов стал депутатом IV Государственной думы от Костромской губернии, входил в состав комиссий по финансам, по торговле и промышленности, по рабочему вопросу.
Пётр Кузьмич довольно быстро нашёл перспективную нишу на текстильном рынке, свободном от московских конкурентов. Он занялся выпуском китайки. Эта плотная гладкая ткань синего или вишнёвого цвета широко использовалась для шитья сарафанов, рубах, а также покрытия шуб и шушунов. Помимо китайки в 1841 году в Бонячках вырабатывались миткаль, нанка, канифас, коленкор, льняные скатерти и салфетки.

Сын основателя династии, Александр Петрович (1812−1889), преуспел в конкурентной борьбе.

В 1864 году он выстроил новую механическую ткацкую фабрику на 84 станка и первым в Кинешемском уезде установил паровой двигатель фирмы Джона Мозгрева. В 1870 году на фабрике работало уже 813 механических станков. Тогда же была построена красильно-отделочная фабрика в местечке Каменка Кинешемского уезда, также оборудованная английским паровым двигателем.
В 1879 году у Коноваловых работает 2000 человек, а стоимость годового производства достигает 1 660 400 рублей.

Фирма получает одну медаль за другой:
Золотую медаль на Московской выставке 1868 года.
Большую серебряную медаль на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге.
Наивысшую награду на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Москве в 1882 году.
Забота Александра Петровича о семейном бизнесе имела важные последствия для развития всего региона.
Благодаря Коновалову железная дорога от Иванова прошла на Кинешму через Вичугу, а не через Середу на Плёс.

Именно Плёс до проведения дороги был главным портом, который снабжал хлебом Иваново-Шуйский промышленный район, и по своему размеру не уступал Кинешме.
У Коноваловых в 1887 году появилась первая в регионе 25-вёрстная телефонная линия, соединившая фабрики в Бонячках и Каменке.

В Иваново-Вознесенск это новшество пришло в 1893 году, а в Шую — только в 1898.
Проходная Коноваловых
Проходная Коноваловых
Два родовых дома фабрикантов Коноваловых
Проходная Коноваловых
Два родовых дома фабрикантов Коноваловых
Правнук основателя семейного дела Коноваловых Александр Иванович (1875−1949) получил наибольшую известность среди представителей рода.

Его дарования не ограничивались бизнесом. Вероятно, он был первым представителем семьи, получившим музыкальное образование.

Летом 1892 года в усадьбу Коноваловых в Каменке приехал только что закончивший с золотой медалью обучение в консерватории Сергей Рахманинов для того, чтобы давать уроки юному Александру. Обучение продолжилось и следующим летом, а в 1894 году юный Коновалов поступил на физико-математический факультет Московского университета. В 1895 году он продолжил обучение в школе прядения и ткачества в Мюльхаузене, стажировался на предприятиях Германии и Франции, жил в Англии.

В 1897 году он стал председателем правления «Товарищества мануфактур Иван Коновалов с сыном», а в 1900 году ввёл на своих фабриках 9-часовой рабочий день и запретил труд малолетних.
Прядильная фабрика была им расширена до 65 000 веретён, также увеличились размеры ткацкой и отбельно-отделочной фабрик. Их годовая выработка в 1912 году достигла 11 миллионов рублей.

Мощность всего предприятия Коноваловых была следующей:
прядильное производство, прядильных веретен — 72 796, крутильных — 6 696,
ткацкое производство, количество механических станков: 2 237.
Товариществом были открыты отделения в Минске (1907), в Коканде и Ташкенте (1908), в Ростове-на-Дону (1911), во Владивостоке и Варшаве (1912).
Фабрика «Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с Сыном»
Фабрика «Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с Сыном»
В середине 1920-х коноваловская фабрика в Вичуге получила имя Виктора Ногина — революционера, советского партийного и государственного деятеля. Однако мировую славу фабрике принесли две девушки-однофамилицы Виноградовы.

В начале 1930-х из-за проблем с продовольствием в Вичуге произошла крупнейшая в СССР забастовка. Прекратили работу около 16 тысяч текстильщиков. Фабрику лихорадило. В 1933 году не был выполнен план выработки. Ткань производилась с большим количеством брака.

В феврале 1935 года руководство фабрики решило установить новое оборудование — два экспериментальных комплекта автоматических ткацких станков фирмы «Нортроп». 24-летней Дусе Виноградовой доверили «малый комплект» в 40 станков. Вскоре Дуся потребовала, чтобы для неё создали «большой комплект».
На фабрике стало известно, что в США ткачихи обслуживают по 70−80 станков — началось установление советских рекордов.

Летом Дуся Виноградова перешла на 70 станков, а в августе её сменщицей стала однофамилица Маруся Виноградова.

12 сентября 1935 года газета «Лёгкая индустрия» сообщила о всесоюзном рекорде обслуживания ткацких станков, достигнутом на вичугской фабрике имени Ногина. Так начался звёздный взлёт Дуси. А в текстильной промышленности стало набирать темп виноградовское движение: появились сотни последователей Дуси по всей стране.

Особенно острая борьба развернулась между вичужанами и родниковцами. Ткачихи Тася Одинцова и Ирина Лапшина решили с 1 октября перейти с 36 сразу на 96 станков, рассчитывая оказаться в лидерах.
Апогеем публичного соперничества Дуси и Таси стало Всесоюзное совещание стахановцев в Москве. 14 ноября в Кремле Маруся Виноградова заявила: «Если найдутся работницы, которые будут брать 144 станка, то мы обязательно перейдём на 150. Если кто-либо заявит, что переходит на 150, то мы возьмём 200 станков. Мы свой рекорд никому не отдадим!»

Сидящий в президиуме Сталин отреагировал на этой фразой «Посмотрим, чья возьмёт!».

После этого Дуся Виноградова и Тася Одинцова стали повышать ставки в своем соперничестве:

«Одинцова. Заверяю вас, товарищи, что, соревнуясь с Дусей Виноградовой, я надеюсь, что план перевыполню и оставлю её позади себя. (Смех, аплодисменты.)
Виноградова. Ты на сколько перейдешь?
Одинцова. На 156 станков.
Виноградова. А мы на 208. (Смех, аплодисменты)".
После стахановского совещания на фабрике для Дуси Виноградовой стали готовить комплект из 208 станков. Но 24 ноября 1935 года родниковские ткачихи обогнали вичужан и установили «новый мировой рекорд» — 216 станков.

Чтобы установить ещё 8 станков, пришлось сломать деревянную перегородку кабинета начальника цеха. Эпизод этого соревнования был использован в фильме «Светлый путь».

Именно Дуся Виноградова стала прообразом Тани Морозовой — героини фильма Григория Александрова «Светлый путь». Соревнование передовиков стали называть «стахановско-виноградовское движение», а в просоветских публикациях за рубежом Дусю называли «Мисс СССР».

29 ноября Дуся Виноградова также перешла на обслуживание 216 станков. А в самом конце 1935 года, ткачихи Виноградовы, а также их соперницы Тася Одинцова и Ирина Лапшина удостоились высшей награды СССР — ордена Ленина.
Дуся и Маруся Виноградовы на Всесоюзном совещании стахановцев в Москве
— Это моя фабрика, — с гордостью говорит Дуся своей гостье, Тасе Одинцовой. На снимке слева направо: Дуся Виноградова, Тася Одинцова и Мария Виноградова
Экстерьер
Вичужане часто называют свой город «городом белых колонн». Их, действительно, много.

Самые впечатляющие — у отражающегося в пруду «бетонного» корпуса ткацкой фабрики. Он был создан по проекту костромского архитектора Ивана Брюханова. Эти колонны не только одни из самых высоких в России — 17 метров, но и самые толстые — диаметром в 2,7 метра.

В стиле неоклассицизма в 1911—1915 годах были построены фабричные ясли рядом с проходной, больница из трёх корпусов и особнячки для служащих.

В 1912 году к столетию фирмы Коноваловых было построено новое здание больницы и родильного приюта.

Считается, что фабричную больницу и расположенные около проходной ясли проектировали архитекторы Владимир Адамович и Иван Жолтовский.
За парком расположен посёлок Серёжино, названный в честь одного из сыновей Коноваловых. Он состоял из особняков для медперсонала фабричной больницы и служащих фабрики. А где особняки, там и колонны — ещё несколько десятков колонн.

За счёт прибылей фирмы в Вичуге были построены
бесплатные казармы для одиноких и семейных рабочих,
возведены два посёлка из отдельных домов — они продавались работникам в рассрочку на 12 лет,
Были организованы сберегательная касса и потребительское общество, которое снабжало рабочих товарами по более низкой цене, чем у местных торговцев.
двухклассная школа для детей рабочих,
бесплатные ясли на 160 детей,
библиотека-читальня,
богадельня,
баня.
Народный дом для рабочих в Вичуге велик. Иногда его называют Коноваловским дворцом. Его спроектировал нижегородский архитектор Пётр Малиновский.

Проект предусматривал
читальный зал на 150 человек,
чайную на 175 человек,
Строительство началось в 1915 году и продолжалось вплоть до 1918.

Максим Горький в декабре 1917 года назвал его образцовым сооружением подобного типа.

После гражданской войны ещё не очень известный архитектор Виктор Веснин дал заключение по его достройке, назвав его блестящим, высокохудожественным образцом архитектуры неоклассицизма.

В 1925 году строительство было завершено.
классы для занятий,
зал, вмещающий 1230 зрителей.
Этот эталонный рабочий клуб воспринимается как прототип многочисленных типовых советских ДК. Однако он уникален и интересен своими грандиозными размерами, зрительным залом, аналогичным Малому театру в Москве и одним из первых изображений герба СССР.

Здание делится на две части: театральную и клубную. Последняя включает библиотеку, выставочные залы, спортзал, банкетный зал, помещения для работы кружков.

В одном из залов стоит старый рояль. Принято считать, что именно на нём будущий композитор Сергей Рахманинов учил будущего министра Александра Коновалова игре на фортепиано, хотя это и не так.

Всего в здании имеется около 80 комнат. Коридоры и фойе почти везде выложены плиткой изумительной красоты — только для её осмотра стоит посетить этот дворец культуры!
Интерьер
В пространствах бывшей прядильно-ткацкой фабрики Коноваловых по-прежнему можно наблюдать процесс сотворения материи.

Всё начинается с расщепления кажущихся монолитными кип хлопка. Швейцарское оборудование делает это почти бесшумно. Полёт хлопковых волокон по прозрачным трубам вызывает ассоциации с большим адронным коллайдером. Но заросли герани на подоконниках в этом цехе не предполагают незримое присутствие бозона Хиггса. Мы наблюдаем рождение светлой материи.

Сложно сказать, как долго можно смотреть на ряды механизмов, извлекающих нити из пряжи.
Количественные характеристики могут впечатлить тех, кто не покупает продукты мелкой фасовки.
1 км нити 54 номера весит 18 грамм.
На бобину наматывается около 120 километров.
Следующий этап подготовки проходит уже в ткацком отделении. В сновальном отделении нити с десятков бобин перематываются на большой цилиндрический вал будущей ткацкой основы. Процесс этот столь же завораживающий, как и прядение.

Очередной этап подготовки — шлихтование. На нити наносят тонкий слой клеящего состава, который делает их прочными и эластичными.

Затем следует просушка десятков километров нитей.

И только после этого они поступают в ткацкое производство, где, предварительно пропустив нити через ремизки, валы ставят к станкам.

В ритме, зависящем от свойств будущего полотна, идущие с валов нити продеваются стремительно снующей нитью утка и уплотняются, превращаясь в готовую ткань.
Апофеоз творения требует определенной температуры и влажности, которые контролируются в каждом цехе. Величественная ритмичная симфония в исполнении десятков ткацких станков монотонна и продолжительна как фильмы Энди Уорхола. Так что профессионалы используют беруши или наушники для прослушивания совсем другой музыки.

Фирме «Тексорт» из-за увеличения выпуска продукции и для расширения производства требуются сотрудники с опытом и без него.

Это более десятка профессий разной степени экзотичности:
Помощники мастера чесального и ленточного оборудования.
Инженер-классификатор.
Ткачи 4, 5 разряда.
Проборщики 2, 3 разряда.
Операторы сновального оборудования.
Ставильщики.
Контролёры качества ткани.
На этом мы заканчиваем знакомство фабрикой, работающей уже более ста лет. Ее старые четырёхэтажные цеха с монументальными лестницами, построенные Коноваловыми к столетнему юбилею фирмы в 1912 году, похожи на храмовые сооружения, хранящие дух материи.
Made on
Tilda