ГАЛТЕКС
РАЗОРЁНОВЫ
1857
Год основания:
Волжско-Томненская бумагопрядильная мануфактура, Товарищество Вичугских мануфактур братьев Фёдора и Александра Разорёновых
Названия:
Галтекс / Разорёновы
Краткое Название:
Александр и Фёдор Разорёновы, Сергей и Алексей Разорёновы
Владельцы:
Фабрика — один из активов фирмы «Галтекс». Активно развивается: заложен новый корпус, о выпуске комплектов постельного белья с символикой ивановского футбольного клуба «Текстильщик» рассказали почти все местные СМИ, в конторе проведён капитальный ремонт и нашлось место для музея предприятия.
Современное состояние (2021 год):
Ивановская область, п.г.т. Старая Вичуга, ул. Комсомольская, дом 1.
Адрес:
Старая Вичуга прежде была селом Вичуга — вотчиной Татищевых. Однако с конца XIX века графская усадьба перестала быть центром местной жизни, уступив место фабрике.

Наталья Фадеевна, вдова Алексея Разорёнова, осталась с тремя детьми на руках: Никанором, Фёдором и Александром.

Старший Никанор получил отцовскую часть наследства после смерти матери в 1862 году.
Для младших Наталья Фадеевна приобрела в 1857 году в Вичуге фабрику Степана Кротова, у которого не оказалось наследников. С тех пор фабрика пережила подъёмы и спады, и будучи сейчас одним из активов фирмы «Галтекс» активно развивается:
заложен новый корпус,
о выпуске комплектов постельного белья с символикой ивановского футбольного клуба «Текстильщик» рассказали почти все местные СМИ,
а в конторе, где был проведён капитальный ремонт, нашлось место для музея предприятия.
Люди. Александр и Фёдор Разорёновы
Основатели фабрики Александр (ум. 1909) и Фёдор (1828-1899) Разорёновы старались ни в чём не уступать старшему брату, построившему в 1881 году ниже Кинешмы «Волжско-Томненскую бумагопрядильную мануфактуру».

Свою прядильно-ткацкую фабрику они создали в том же 1881 году выше Кинешмы у впадения в Волгу речки Ветка.
Хлопок использовался в основном египетский и американский, закупавшийся каждый по 25 тысяч пудов в год в Москве. Выпускаемая ткань перевозилась на лошадях в село Вичуга и в Иваново-Вознесенск для дальнейшей переработки.

В 1894 году младшие братья объединили свои активы в «Товарищество Вичугских мануфактур братьев Фёдора и Александра Разорёновых».

В 1914 году на фабриках работало более 5000 рабочих, годовое производство достигало 8 миллионов рублей.
Люди. Александр Разорёнов и дети
Александр Алексеевич Разорёнов почти не учился, жил в маленькой увешанной иконами комнате своего большого дома или в усадьбе «Нескучное» и придерживался старых жизненных правил.

Ныне заброшенная усадьба расположена между деревнями Марфино и Потехино.
Считается, что Разорёнов купил усадьбу для сына, который болел туберкулезом. Соорудил плотину с водоносной станцией, провёл воду на территорию дома, построил мужскую и женскую купальни, а среди березовой рощи вырыт пруд.

Есть и другая версия любви старого фабриканта к этому месту. Александр Алексеевич принадлежал к староверам страннического толка. Эта часть старообрядцев считала, что для достижения небесного царства необходимо разорвать всякую связь с миром, объясняя это тем, что Иисус Христос во время земной жизни не имел места жительства, а странствовал. Были в этой секте странноприимцы, которые укрывали у себя беглых, снабжали деньгами. На фабриках Разорёновых существовали тайные ходы, схроны, где скрывались странники. Их там же и хоронили, а на кладбище несли пустой гроб.
После смерти основателей бизнес продолжал оставаться семейным. Только новое поколение Разорёновых было другим. Дети Александра Разорёнова получили хорошее образование, стажировались за границей.

Сергей пошёл по стопам отца, а Алексей увлёкся революционными идеями. Сергей Александрович успешно управлял делами фирмы после смерти отца.

Алексей после революции работал в Москве в Госплане, Главтекстиле, ВСНХ. После выхода на пенсию в 1936 году упоминаний о нём нет.

А их сестра, вышедшая замуж за фабриканта из Чертовищ Фёдора Абрамова, активно занималась благотворительностью и меценатством, помогая, в частности, художнику Ефиму Честнякову.
И.П. Ладыжников несколько неточно описал семью Разорёновых и то, как она повлияла на творчество Максима Горького:

«В 1903 году я познакомил Алексея Максимовича с семьей фабриканта-промышленника Разорёнова. Разорёновы владели большими ткацкими фабриками в Вичуге, Костромской губернии, и прядильнями в Кинешме, на Волге. Фактическим хозяином фабрики, «дельцом» был только старший брат, имени его я не помню. Средний брат — Сергей — пьяница, кутила, бездельник. Сестра была психически больной. Горький был хорошо знаком с младшим братом — Алексеем Александровичем Разорёновым. Именно он в какой-то мере послужил прототипом образа Ильи Артамонова-младшего… Вскоре после знакомства с Разорёновыми Алексей Максимович, имея в виду историю этой семьи, как-то сказал мне:
— Интересная тема для произведения о вырождающихся поколениях буржуазии. Напишу роман…»
Экстерьер. Башня
Перчинкой или изюминкой (в зависимости от того, нравится вам горькое или сладкое) каждой фабрики чаще всего является технологическая или водонапорная башни.

Фабрика братьев Разорёновых подтверждает это знание, выведенное из опыта.

Башня в Старой Вичуге – это чудо! Резьба по наложенной на красный кирпич штукатурке настолько изысканна, что заставляет вспомнить, например, обложку «Песен мстителя» Константина Бальмонта и прочие изыски модерна.
К счастью, оригинальная расстекловка не утрачена, а дата создания башни (1904 год) указана на фасаде и является частью декора.

Найти сведений об авторе башне не удалось, но можно с уверенностью сказать, что в пределах территории современной Ивановской области ничего подобного нет.

И если выбирать наиболее изящный объект промышленной архитектуры в регионе, то Моной Лизой промарта по праву можно будет считать эту башню, скрытую от посторонних глаз во внутреннем дворе фабрики подле технологического пруда.
Интерьер. Музей
Главной достопримечательностью отремонтированной конторы фабрики стал музей предприятия.

С первого взгляда понятно, что создавали его не музейщики, ибо рассмотреть за стеклом некоторые выставленные документы либо трудно, либо невозможно. А их много, и почти все они уникальны.

Можно подолгу всматриваться в лица мастеров и ткачих на фотографии 1912 года. Есть и фотография благолепных братьев Александра и Фёдора Разорёновых.
Одна коллекция этикеток фирмы занимает целую витрину. Особенно любопытна одна с надписью псевдо-древнерусской вязью – БРАКЪ 1-й. Хороша и надпись на французском — Fabrication des frères A. & F. Razorenonov à Vichuga.

Диковинные печати и конторские штампы тоже недурны.

Но главное, конечно, это альбомы с образцами тканей. От них не оторваться. Десятки образцов, из которых можно было бы составить шикарный альбом или сайт.

Но музейная экспозиция рассказывает не только о далёком прошлом. В сегменте советской истории главное — это лица на групповых портретах 1920-30-х годов, передовые бригады 1950-60-х годов.
Стенды, помещённые в большом зале, явно создавались в позднесоветское время. Так что героика труда в мирное и военное время на фотографиях наличествует.

Есть и снимки новых станков и новых жилых домов для фабричных рабочих.

В экспозиции центральное место занимает ткацкий станов фирмы «А.Ф. Лепахин в Майдакове».

Есть ещё и кабинет редкостей и древностей, где кроме множества бытовых вещей и коллекции кринок, выставлены прялка и ручной ткацкий станок.
Made on
Tilda