БИМ
Куваев/Бурылин
1751
Год основания:
Товарищество Куваевской мануфактуры, Фабрика им. О.А. Варенцовой, Большая Ивановская мануфактура
Названия:
БИМ / Куваев/Бурылин
Краткое Название:
Яков Ефимович Куваев, Иван Яковлевич Куваев, Харлампий Иванович Куваев, Екатерина Куваева, Надежда Куваева, Николай Бурылин
Владельцы:
Пётр Троицкий, Пётр Беген, Фёдор Штольба, Сергей Напалков
Архитекторы:
Главные корпуса фабрики представляют собой опустошённое и едва ли не руинированное пространство. Весной 2021 года губернатор Ивановской области С.С. Воскресенский подписал на Петербургском экономическом форуме документы о начале ревитализации БИМа. В одном из корпусов фабрики работает «Первая цифровая типография».
Современное состояние (2021 год):
г. Иваново, пр. Ленина, дом 21
Адрес:
Люди. Яков Куваев
С обширного пространства современной площади Пушкина открывается впечатляющий вид на корпуса Большой Ивановской мануфактуры (БИМ), которую иногда называют ивановским Кремлём.

Сейчас главные корпуса фабрики представляют собой опустошённое и едва ли не руинированное пространство. Весной 2021 года губернатор Ивановской области С.С. Воскресенский подписал на Петербургском экономическом форуме документы о начале ревитализации БИМа.

Историю Большой иваново-вознесенской мануфактуры принято вести с 1751 года, когда крестьянин Михаил Ямановский открыл на правом берегу Уводи одну из первых в селе Иванове полотняных мануфактур.
Есть, впрочем, и альтернативная версия. Согласно ей, предприятие было основано Яковом Куваевым в 1793 году.

В 1932 году город утратил вторую часть своего имени и из Иваново-Вознесенска превратился в Иваново. А производство, которое с 1932 года стали называть Большой Ивановской мануфактурой (БИМом), справедливости ради, сформировалось в 1916 году совсем при других владельцах.

В конце XVIII века большинство ивановских предприятий были мелкими семейными заведениями. Иногда дополнительно нанимали двух-трёх работников.
Местный бытописатель, сын крепостного крестьянина, Филипп Нефёдов замечал, что

«Завестись в это время фабрикой не требовалось большого капитала, стоило приобрести 2–3 горшка, чтобы было в чем варить краску, да купить на целковый материалу — и фабрика пошла в ход; миткаль был свой, его ткали в каждой избе».

Варили краску и заваривали набойку в горшках в русских печах, поэтому таких предпринимателей звали «горшечниками». Именно так начинал своё дело Яков Куваев, на предприятии которого кроме домочадцев было три наёмных работника.

В год вырабатывалось выбойки на 3500 рублей, а сам Куваев имел от своего заведения «пользы» 440 рублей в год.
Люди. Куваевы и Бурылин
После московского пожара 1812 года ивановские производители подняли цены, увеличив при этом производительность. Среди «горшечников», вышедших в крупных мануфактуристов, был и Яков Куваев.

В 1817 году он построил в центре села на нынешней Садовой улице каменный набойный корпус, где производилась ручная выработка ситца, а в 1829 году смог выкупиться из крепостной зависимости.
После смерти Якова Ефимовича в 1833 году фабрикой продолжал управлять его сын Иван.

В тридцатые годы семейный бизнес немного просел, а в начале сороковых началась догоняющая модернизация производства: в 1841 году была поставлена первая одноколерная печатная машина с конным приводом.

С в середине 1840-х руководство переходит к Харлампию Ивановичу Куваеву (1827-1867). По некоторым источникам следует, что именно при нём был куплен участок земли у реки Уводи (напротив фабрики Ямановского), входивший в состав Вознесенской слободы, для строительства ситценабивного корпуса.
В 1847 году там была установлена пирротина для набивки ситцев в четыре колера, в 1853 году добавилась трёхколерная печатная машина.

После смерти Харлампия Куваева его род по мужской линии пресекся, и фабрика перешла по наследству к его жене Екатерине Куваевой, а затем к её дочери Надежде.

В 1872 году после женитьбы на наследнице владельцем мануфактуры стал Николай Бурылин.
Экстерьер. Корпуса XIX века
В последней четверти XIX века были построены отбельные, красильные и ситцепечатные корпуса. Проектирование фабрики начинал городской архитектор Пётр Троицкий. В 1890-е его дело продолжили Пётр Беген и Фёдор Штольба, в 1900-е — Сергей Напалков.

В 1883 году были завершены два двухэтажных соединённых вставкой корпуса, в которых располагалось отделочное производство.
В 1887 году к центральной части южного отделочного корпуса пристраивается электростанция. В том же году со стороны Александровской улицы (проспект Ленина) было построено здание конторы товарищества.

На рубеже 1880-90-х оба главных корпуса надстраиваются третьим этажом и получают единое декоративное оформление.

В 1913 году построено здание электростанции между надстроенными в этот же период корпусами.
Интерьер. Дореволюционное производство
Начиная с 1870-х годов Куваевская мануфактура становится одной из крупнейших по производительности среди предприятий Иваново-Вознесенска, отличаясь высоким темпом развития:
в 1874 году выработано 120 тысяч кусков ситца,
в 1889 произведено 1,5 млн. кусков материи.
В 1886 году здесь при изготовлении варочных кубов из листового железа впервые в промышленных целях была применена электросварка, изобретённая Н.Н. Бенардосом.

В 1887 году было учреждено «Товарищество Куваевской мануфактуры».
Благодаря использованию наиболее современных для того времени печатных машин, товар Куваевской мануфактуры отличался высоким качеством, отмеченным в 1896 году на Нижегородской ярмарке, а также присвоением права помещения на продукцию герба поставщика императорского двора.

По количеству сортов тканей, качеству отделки, разнообразию и постоянному обновлению рисунков «Товарищество Куваевской мануфактуры» было одним из лидеров на российском текстильном рынке начала XX века.

Торговые агенты предприятия внимательно следили за потребностями рынка и вкусами потребителя. Правление Куваевской мануфактуры выписывало большое количество заграничных абонементных образцов ткани, чтобы следовать веянием моды.
В 1903 году на фабрике работало 15 художников. Возглавлял рисовальную мастерскую французский художник Эрнест Лербье.

Ткани отличались сложными цветовыми сочетаниями. Во многом благодаря талантливому колористу Владимиру Плужанскому, дворянину-шляхтичу. Он окончил за границей школу колористов, некоторое время работал на Прохоровской Трехгорной мануфактуре в Москве, где существовала лаборатория с изысканиями в области текстильных красителей и технологий. Плужанский пользовался особым доверием хозяина фабрики Николая Бурылина. А в 1905 году — в период всеобщей стачки иваново-вознесенских рабочих — даже исполнял обязанности директора предприятия.
К 1914 году производительность предприятия достигла 2,5 млн. кусков ситца, сатина и др. тканей на сумму в 20 млн. рублей.

В 1910-х годах на фабрике работало около 2500 рабочих.

Ткани Куваевской мануфактуры знали на Харьковской, Урюпинской, Ирбитской, Нижегородской ярмарках, в Санкт-Петербурге, Казани, Коканде, Варшаве. В Москве фабрика торговала через торговые дома Щукиных, Щаповых и Решетниковых.
Революция. Советское время
В декабре 1916 года на заседании пайщиков «Товарищества Куваевской мануфактуры» было принято решение выкупить ткацкую фабрику у Геннадия Ямановского, что и произошло через месяц, накануне Февральской революции. Таким образом, две фабрики, располагавшиеся на противоположных берегах реки, объединились в одну.

В 1918-1919 годах предприятие было национализировано и получило название Большая Иваново-Вознесенская, а в 1933 году — Большая Ивановская мануфактура. Некоторое время она носила имя Вячеслава Молотова, а до конца советской истории — местной революционерки и партийного деятеля Ольги Варенцовой.
В советское время БИМ была одним из флагманов местной текстильной промышленности.

Любопытно, что многие художники отразили жизнь фабрики в своих полотнах. Это и картина Валерия и Нины Родионовых «Красные ситцы» из триптиха «Текстильный городок» и знаменитая картина Бориса Романычева «Бимовские девчата» 1974 года.

А незадолго до того, как цеха фабрики опустели, осенью 2008 года здесь прошла часть организованной Ивановским художественным музеем выставки «Коммуна».
Первая цифровая типография
На территории БИМа есть двухэтажное краснокирпичное здание, которое на фоне окружающего запустения выделяется новыми тонированными окнами. Здесь в бывшем фабричном складе успешно работает «Первая цифровая типография».

Михаил Антипин более 5 лет назад смог организовать успешный бизнес, который затем разместил здесь, подключив здание к коммуникациям и стильно оформив внутреннее пространство.
Коэффициент отдачи от использования квадратного метра площади здесь впечатляет. Станки расположены в зале размером с баскетбольную площадку — некоторые из них существуют в России едва ли не в единственном экземпляре. И это не ткацкие или вязальные машины, а как и полагается типографии — печатные.

Но есть здесь опция печати на натуральных тканях — льняных и хлопчатобумажных. Её выполняют японские и австралийские принтеры. А итальянская печатная машина появилась в Иванове раньше, чем была объявлена её мировая премьера, поскольку договорённость о поставке была достигнута на текстильном форуме в Иванове.

Офис на втором этаже занимают дизайнеры, разрабатывающие коллекции фотообоев, сумок, текстильных сувениров, этикеток и иной продукции. Здесь же налажено производство домашнего текстиля и декора под торговой маркой «Декорино», которое продаётся через интернет-магазины.
Кроме этого, типография имеет лицензии The Walt Disney Company и бренда «Звёздные войны», что говорит о качестве выпускаемой продукции лучше иных сертификатов. Недавно фирма начала осваивать рынок текстильных сувениров. Например, декоративные подушки с ивановским железнодорожным вокзалом и видами Плёса.

Михаил рассказал, что фирма заинтересована в проведении стажировок студентов художественного училища и политехнического университета, тем более, что такой опыт уже есть. Так что это маленькое здание — это ещё и кузница будущих кадров для нового цифрового бизнеса.

Made on
Tilda